Для тех, кого интересует информация о преодолении конфликтных ситуаций

Обучающий тренинг для педагогов: «Конфликты в нашей жизни»

Цели:

знакомство со стратегиями поведения в конфликте

исследование специфики собственного поведения в конфликте

знакомство с эффективными способами разрешения конфликтов

отработка навыков эффективного  разрешения конфликтов

 

Необходимые материалы:

Тест К.Томаса

Бланки заполнения теста

Листы, ручки

Листовка алгоритма решения конфликта для раздачи

 

Правила. Знакомство с правилами поведения на тренинге.

 

Разминка. Упражнения на динамику, снятие эмоциональных зажимов, создание сплоченности «Самый, самый..»

Инструкция: «Постройтесь по росту, по длине стопы, по красоте, по уму…»

 

Введение в тему тренинга. Упражнение «Датский бокс»

В древности Данию населяли племена варваров. Мужчины были очень агрессивны и часто устраивали кровавые бои. Однажды мудрец, обеспокоенный тем, что мужское население может истребить друг друга, предложил им бескровный способ разрешения конфликтов. Этот способ получил название «Датский бокс».

Все делятся на пары, протягивают руки как для рукопожатия, смыкают пальцы в замок, ладони участники прижимают друг к другу. Большие пальцы направлены вверх. Необходимо поймать большой палей противника и прижать его к замку ладоней.

 Задача – как можно больше раз  в течение 2

Минут поймать и прижать большой палец противника. Следить за стратегией поведения противника. Отметить результат на бланке теста.

Смысловое поле конфликта.

На доске в центре  слово «конфликт». Участники, разбившись на группы 2-3 человека, обсуждают и выбирают 3 близких и 3 далеких по смыслу понятия из списка терминов. Зачитывают, а ведущий фиксирует это на доске.

Ссора                                     дискуссия                   противоречие

Упрямство                            конфронтация            агрессия

Противостояние                  подавление                 насилие

Война                                   выяснение                   спор

Непонимание                      давление                     возможность

Оскорбление                        перемены                   потеря

Развитие                               драка                           отношений

Унижение                             выгода                        энергия

Победа                                  общение                     власть

 

Обсуждение. Какие понятия ближе к «Конфликту»?

Чем обусловлено, что К. чаще воспринимается как отрицательное, плохое?

 

КОНФЛИКТ – столкновение 2 или более сторон по поводу реального или воображаемого ущемления интересов.

 

Упражнение: «2 конфликта из жизни учителя»

Участники делятся на 3 группы по 5 человек и на отдельном листе пишут ситуации между учителями, учителем и руководством, учителем и родителем или учеником. На другом листе свой способ конструктивного разрешения этой ситуации. Группы обмениваются листами.

Через 10-15 минут обсуждение.

Итак, мы подошли с вами к понятиям стратегии поведения в конфликте. Их пять. Тест Томаса поможет определить нам какие именно стратегии мы применяем чаще всего.

Ведущий проводит диагностику, используя бланки, результаты участники получают самостоятельно, заслушивая объяснения ведущего и просматривая схему.

Стиль уклонение, уход – «черепашка»

Свои интересы- «-»

Чужие интересы- «-»

Отношения не изменяются, временно

Цель- уйти от столкновения

«+» — безопасность

« — »   — конфликт может возникнуть вновь, т.к. он не решается

Стиль уступка, приспособление –«медвежонок»

Свои интересы- «-»

Чужие интересы- «+»

Отношения приоритетны

Цель- улучшить и/или сохранить отношения

«+» — сохранение отношений

«-» — нет справедливого разрешения, падает самооценка, накапливается внутренняя агрессия, обида, уныние

Стиль компромисс – «лиса»

Свои интересы- частично

Чужие интересы- частично

Отношения сохраняются

Цель- положительное развитие отношений

«+» — уйти от столкновения быстро

« -» — неполная удовлетворенность людей

Стиль конкуренция, давление – «акула»

Свои интересы- «+»

Чужие интересы- «-»

Отношения разрушаются

Цель- отстоять только свои интересы

«+» — не копятся отрицательные эмоции, берет ответственность на себя

«-»- конфликтная личность, несправедивость, использование власти, связей, угроз, авторитета, закона в личных целях

Стиль сотрудничества – «сова»

Свои интересы- «+»

Чужие интересы- «+»

Отношения не изменяются, временно

Цель-  положительное развитие отношений

Требует временных и эмоциональных затрат

 

«Датский бокс» Обсуждение.

Задача - как можно больше раз  в течение 2 минут поймать и прижать большой палец противника, т.е. соревнование?

Резюме. Используя стиль «совы», мы могли бы за 2 минуты, по очереди прижимая пальцы друг друга, получить максимальный результат 120*120.

 

Кодекс или алгоритм решения конфликта. Раздать заготовки, обсудить.

Используя алгоритм, проанализировать ситуацию из упражнения «2 конфликта» и разработать план педагогического воздействия.

ПАУЗА. Оценка ситуации и собственных эмоций.

ПОЧЕМУ. Анализ мотивов и поступков соперника.

ЧТО. Что я хочу получить в результате своего воздействия. Воздействия  не против  личности, а против поступка.

КАК. Как достичь результата. Продумать варианты, способы и средства воздействия. Выбор за соперником.

ДЕЙСТВИЯ.

АНАЛИЗ воздействия, оценка эффективности воздействия.

 

Обсуждение. Группа, зачитывая  предложенную ситуацию, рассказывает о своем решении-способе разрешения конфликта. Группа, предложившая данную ситуацию, поясняет свое решение.

«Театр» — разбившись по ролям проиграть ситуацию.

 

Под занавес — ? Всегда ли конфликт в педагогической ситуации – это нечто негативное? Почему?

Ритуал прощания. «Спасибо за опыт и встречу »

 

 

Подобный сценарий можно взять за основу и проводить тренинг, обучающий семинар и др. с родителями или учащимися, меняя ситуации конфликта.  

 

Ниже даны раздаточные материалы.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Zhanna
Zhanna
Была на сайте никогда
Читателей: 2 Опыт: 0 Карма: 1
все 1 Мои друзья